Тюнинг приборной доски Yamaha Fazer FZS1000. Часть 1
Тюнинг приборной доски Yamaha Fazer FZS1000. Часть 1

Автор: Виктор Никитин
Всем хорош литровый Фазер - мощный, быстрый, удобный и так далее. И эргономика в целом на высоте, за исключением небольшого неудобства... По результатам журналистских тестов в различных журналах в числе немногочисленных минусов этого мотоцикла единодушно указывается слишком мелкая оцифровка приборов.
В данном случае дело усугубляется тем, что подопытный аппарат - американец. Соответственно, основная (слишком мелкая для большинства журналистов!) оцифровка спидометра у него в милях. А уж родные нам километры-в-час сиротливо прописаны совсем уж мелким шрифтом - так, что с места водителя вообще не разобрать (при нормальной посадке, да ещё в движении).

Казалось бы - выход один - привыкать к показаниям скорости в милях. Параллельно проводя в уме перерасчет скорости в привычные километры - что значит хоть немного, но терять концентрацию при каждом взгляде на спидометр. Это знакомо всем, кто катается на американских аппаратах, неважно, автомобилях или мотоциклах. Конечно, рано или поздно привыкают все. Но неудобство налицо.
Теоретически есть еще один выход - приобретение приборки или отдельно шкалы спидометра от европейской версии. Но куча сложностей и обязательная сильная зависимость от редкого счастливого стечения обстоятельств оставляет этот вариант чисто теоретическим.

И тут возникла мысль - а почему бы не сделать шкалы приборов самому? Тем более, что дизайн приборки Фазера за 11 лет уже успел устареть. А бледно-зелёная ночная подсветка цифр родом вообще из 80-х годов прошлого века! К тому же мне всегда больше нравились белые шкалы приборов. Так что возможность сделать собственный дизайн циферблатов, удобный размер шрифта и самому выбрать цвет - именно то, что нужно!
Начать решил с самого простого и очевидного способа - напечатать цифровую часть шкалы на самоклейке и наклеить прямо на стекло спидометра. При этом главная цель - конвертация показаний в км/ч - достигается относительно просто и недорого.

Еще одно упрощение (а значит - и удешевление) процесса - файл для печати построил по фотографии, без разборки. И хотя получилось вполне приемлемо, очевидно, что такой способ возможен далеко не во всех случаях.
Итак, наклейка напечатана, заламинирована (для лучшей сохранности) и наклеена - время приступать к полевым испытаниям.
Как обычно, практика выявила ряд нюансов. Стрелка теперь ходит под шкалой и стала в полтора раза короче - теперь она заканчивается, не доходя до цифр, а не располагается поверх, как обычно. Поэтому лёгкость восприятия показаний немного пострадала. Хотя... не слишком ли я придираюсь? На такие мелочи обычно никто и внимания никогда не обратит.

Далее. Достаточно большое расстояние, на котором находятся теперь родная шкала и наклейка, приводит к тому, что при изменении положения головы водителя шкалы сдвигаются относительно друг друга. И пусть диапазон сдвига невелик - все-таки это не совсем правильно.
Из приятного - ночной тест показал правильность выбора материала для наклейки. Транслюцентная белая пленка мягко рассеивает свет, исходящий от подсвеченных цифр - так что спидометр выглядит и читается вполне прилично, не хуже заводского.

Итог - цель достигнута, денег и времени потрачено немного. При этом результат выглядит вполне прилично. Цель достигнуть factory-look не стояла, да и усилий (и денег) это стоило бы совсем других. И главное - такой способ подходит практически для любой техники.
Несколько соображений по поводу технических нюансов.
- Самая ответственная часть - это построение чертежа. Именно от этого зависит, каким будет результат. Поэтому лучше предварительно вывести шкалу на бумаге, вырезать и прикинуть на месте до того, как печатать на пленке.
- Качество печати. Лучше заказывать интерьерное качество с разрешением не ниже 1440 dpi - только тогда шкала будет выглядеть прилично. Радует то, что при таком размере цена печати на общую сумму повлияет весьма незначительно. Чернила дожны быть стойкими к выгоранию - обычно это сольвентные или экосольвентные.
- Распечатанное изображение лучше заламинировать - тогда оно будет меньше выгорать на солнце, царапаться и стираться при мойке. Выбирать при этом стоит матовую пленку - чем меньше бликов, тем лучше.
P.S. Поездив с наклейкой некоторое время, начал задумываться - а не попробовать ли вообще заменить шкалы на самодельные? Естественно, при этом желательно достичь заводского внешнего вида, корректной работы подсветки и т.д. Тем более, что в распоряжении имеются все необходимые для этого технологии и материалы... Да и интересно же - самому сделать что-то стоящее!
А значит - продолжение следует :)